ДЫХАНИЕ

 

 

  Дыхание ,пожалуй, является одним  из самых главных элементов исполнительского аппарата.Фактически

именно дыхание является нашим основным музыкальным инструментом.Однако ,если быть более последовательным, то надо признать ,что все наше тело является муз.инструментом (амбушюр,дыхание и т.д.),ведь работа наших мышц,нашей психики “оживляет”  безмолвное акустическое приспособление

(инструмент),которое выступает в роли передатчика и усилителя наших эмоций и мыслей.

 Дыхание заменяет нам смычок скрипача и мы должны уметь им пользоваться с филигранной точностью,

ведь именно с помощью дыхания мы создаем и поддерживаем звук, влияем на соединение звуков, на

динамику звука, именно дыхание может сделать игру гибкой и выразительной.

 

 Есть несколько способов обучения исполнительскому дыханию: физиологический(воздействует через

понимание принципа работы антогонистических мышц) и ”метафорический” ( делать “как-будто….”).

 

 

 

 

Сейчас распространение во всем мире получило так называемое “брюшное дыхание” ),при котором во время вдоха происходит выпячивание передней стенки живота.

Для понимания принципа работы дыхания следует знать о двух основных мышцах:

 

1. Диафрагма (активна при вдохе и пассивна при выдохе)

 

2. Мышцы брюшного пресса (пассивны при вдохе и активны при выдохе)

 

 

 

 

При обычном (не исполнительском )дыхании ,когда вы вдыхаете ,ваша диафрагма

опускается и давит на органы брюшной полости ,которые в свою очередь давят на

брюшную стенку изнутри и она (брюшная стенка ) выпячивается.При вдохе мышцы

брюшного пресса раслаблены,чтобы позволить  диафрагме глубоко опуститься вниз.

 

При выдохе диафрагма расслабляется,а мышцы брюшного пресса ,наоборот,напрягаются

и давят на внутренние органы, которые давят на диафрагму снизу, диафрагма поднимается

и вытесняет воздух из легких.

 

Это немного упрощенное обьяснение, но в целом верно обьясняет принцип работы мышц при нормальном дыхании.

 

  Основой же исполнительского дыхания является умение контролировать выдох.Для этого надо научиться управлять

диафрагмой( скоростью ее поднятия).Однако мы не можем ощущать непосредственно  эту мышцу.Мы  “видим” ее работу через работу мышц брюшного пресса( их выпячивание, расширение при вдохе и  втягивании при выдохе).И мы можем косвенно влиять на диафрагму, управляя мышцами брюшного пресса.

 

Итак, чтобы управлять выдохом, вы должны управлять мышцами брюшного пресса.Чтобы

избежать форсированного выдоха надо замедлить движение диафрагмы вверх.Для этого,

во время выдоха ,когда диафрагма стремится поднятся вверх, надо расширять живот,выпячивать его вперед, и это замедлит движение диафрагмы.

 

 

              

   

 

 

   

      ПОСТАНОВКА  ДЫХАНИЯ

 

 1. Лечь на спину на пол. Ноги согнуть в коленях.Положить на живот книгу .Вдыхая ,медленно считая до 4 ,поднимать книгу,выдыхая ,также медленно считая до 4 ,опускать.(Позже можно увеличивать счет до 6,8 и т.д.)

  Далее ,делать тоже самое ,но добавить паузу между вдохом и выдохом, удерживая  книгу поднятой в течении

нескольких счетов.

 Далее,вдохнув и подняв книгу,сделать маленькую паузу и начать выдыхать,стремясь чтобы книга осталась на

прежней высоте (длинну выдоха можно постепенно увеличивать).

  Выполняя эти упражнения следует анализировать свои ощущения, чтобы сохранить их в положении стоя при игре на инструменте.

 

2. Стоя ,набрать дыхание в живот ( как при дыхании лежа).Приставить пальцы обеих рук к передней стенке живота.

Выдыхая, отталкивать от себя свои пальцы животом( пальцы постоянно должны ощущать давление со стороны живота).

Во время этих упражнений ваши губы должны имитировать амбушюр, т.е. быть сжаты

довольно плотно, чтобы  воздух не выходил широкой струей.

 

В качестве варианта :

Сначала выдохните несколько раз коротко и резко( ваш живот синхронно с выдохом несколько раз выпячивается вперед) и затем выдыхайте одной длинной и плавной струей

,сохраняя на протяжении всего выдоха давление животом на пальцы.

 

Позже вы можете приставлять пальцы к разным частям брюшной стенки, к подреберью,

к бокам, к поясничной области спины.Во время выдоха ваш живот должен расширятся во

все стороны и как-бы книзу.

 

3. После освоения упражнений без инструмента и анализа и запоминания ощущений ,можно начать с извлечения

отдельных пунктирных и выдержаных звуков на инструменте, воссоздавая ощущения в упр.2.

   1.Вдохните расширяя живот.

   2.Сделайте мгновенную паузу, фиксируя живот в расширенном положении.

   3. Выдыхайте, стремясь сохранить живот в расширином положении и даже представляйте, что живот еще больше

       расширяется наружу и вниз(так называемая «прогрессирущая опора»).

Во время упражнений важно следить чтобы не напрягались мышцы не участвующие в работе.Фактически ,напрягается  только брюшной пресс, все же остальные мышцы (грудь,плечи,руки и т.д.) должны быть свободны.

 

  Таков один из механизмов дыхания, при котором скорость выдоха регулируется брюшным прессом. Есть еще один способ, которым пользуются некоторые саксофонисты и кларнетисты в Франции.Он заключается в использовании горла.Вы регулируете выдох с помощью голосовых связок.Горло должно работать как при шепотной речи.

 

 Для начала попробуйте протянуть на инструменте выдержанный тон издавая голосом звук( “гудеть ” голосом во

время игры на инструменте, т.е. играть и петь одновременно.).При этом ваши голосовые связки сближаются и поток

воздуха из легких в рот становится меньше, звук при этом становится мягким и несколько “расплывчатым”.

 При шепотной речи  голосовые связки сближаются в меньшей степени и звук становится менее расплывчатым, но

остается мягким.Вы должны играть на инструменте и одновременно издавать горлом нечто вроде “ххххааа” ,

“хххиии” ,”ххххооо”, “хххууу”,”ххххэээ” в зависимости от нюанса и регистра.Важно уметь регулировать сближение

голосовых связок для получения звука желаемого качества.

 

  Следует сказать ,что важнейшим “экзаменатором”  правильного  дыхании является способность вести и соединять звуки  максимально гладко и чисто (legato) без изменения тембра ,лишних призвуков и микропауз между звуками ( во всех нюансах , регистрах ) .

 

 

 

  МЕТАФОРЫ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДЫХАНИЯ

 

 Метафоры для контролирования скорости выдоха.

 

1. Во время выдоха думать и представлять ,что вы вдыхаете.

 

2.  Вдыхать”  тонкий аромат цветка во время выдоха.

 

3. “Зевание ” во время выдоха.

 

Эти три метафоры помогают сохранять вдыхательные установки при выдохе.

 

4. “Играйте “горячим” дыханием, каким согреваете руки в морозную погоду”.

      

Метафора “придерживает ”  выдох  и  “ставит” горло. Помогает избежать форсированного звука, особенно в верхнем регистре .

 

5. Представьте, что вы одели слишком широкие в талии штаны, которые  все время с вас спадают.Чтобы этого не произошло вы вынуждены “надувать”,расширять живот как при вдохе, так и при выдохе (“не позволяйте штанам упасть”).

 

6.Представьте ,что вы очень толстый человек с большим животом.Пусть ваш живот остается таким же большим даже во время выдоха.

 

Метафоры для звуковедения.

 

1. “Представьте , что ваше дыхание это смычок скрипача”.

     Это помогает понять ,что каждая нота начинается , поддерживается  и соединяется с другими только с помощью

дыхания и ничто иное не поможет   добиться качественного звука и звуковедения.

 

2. “Постоянно поддерживайте колонну воздуха в инструменте”.

      Влияет на гладкость звуковедения (соединение звуков)

   

3. “Играйте не отдельными нотами , а фразами”

    В каждой фразе есть важные и кульминационные ноты ,к которым  нужно “придти”, “привести ” звук.

 

4. “Представьте, что ваш инструмент это баллон, наполненый легким газом, и что он все время норовит взлететь

       вверх, а вы своим дыханием не даете ему этого сделать, “заземляете ” его.

    

      и  т.д.

 

На главную страницу

Hosted by uCoz