АМБУШЮР

 

 

  Задачи амбушюра:

1. Обеспечить герметичное соединение .

2. Регулировать колебания трости.

3. Фокусировать воздушную струю.

 

 Есть несколько типов амбушюра, и все они “работают”,в зависимости от типа мундштука и того,какой звук выступает в качестве эталона.Так немецкий амбушюр (игра “на улыбке”) хорош для немецких “узких” мундштуков  и яркого, блестящего звука.Однако в большинстве стран играют на более “открытых” мундштуках и распространение получили  русско-американский и французский амбушюры.Конечно, различия между амбушюрами довольно условны,так как сильно зависят от индивидуальных физиологических особенностей исполнителей.

 

 Очень важным для любого амбушюра является требования об абсолютной герметичности. Нельзя пропускать

воздух сквозь губы, “шипеть”.Как сказал один француз во время мастер-класса: “если воздух не пропускается через углы рта, значит амбушюр правильный ”.

 Также является не лишним использовать систему-мистификацию  “свободные губы”, т.е. во время игры, когда

губы напряжены, представлять, что ваши губы расслаблены и свободны.

 Эти два требования (герметичности и “свободных губ”) помогают найти баланс между жесткостью и “распущенностью” губного аппарата и сделать его более гибким.

 

 

    

 

Выбор точки контакта между тростью и нижней губой влияет на колебания трости

и ,значит, влияет на качество тембра. У мундштука есть граница,где трость перестает

соприкасаться с плошадкой на которой она закреплена.Располагая нижнюю губу

на трости приблизительно в этой точке,вы получаете возможность влиять на колебания

трости наиболее гибко.Если же губа расположена черезмерно близко к кончику трости

или ,наоборот,слишком далеко от него ,то управлять колебаниями трости становится

затруднительно.Звук становиться или слишком сдавленным или слишком распущенным.

Важно найти грань между слишком близким и слишком глубоким захватами мундштука

и трости губами.

 

 

 

 

 

  Русско- американский амбушюр

 

 

 

      Нижняя губа подворачивается на нижние зубы.Граница между красной частью губы и кожей подбородка касается трости. “Мясо” подбородка не должно соприкасаться с тростью.Подбородок опускается вниз.В то время ,как подбородок опускается, представляйте, что ваша нижняя губа поднимается.Подбородок должен быть гладким,растянутым.

 

Углы рта плотно, но не жестко сомкнуты, не растягивайте губы в улыбку.Углы рта стремятся к осевой линии лица,как бы произнося “оу”.

 

Зона между носом и верхней губой  (фильтрум) должна быть удлинена,чтобы верхняя губа не просто лежала на мундштуке ,а довольно плотно соприкасалась с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Французский амбушюр

 

 Это так называемый “двойной” амбушюр , при котором на зубы подворачиваются  обе губы.

Как говаривал один француз: ”подверните слегка обе губы и расположите язык под тростью”.

Такой амбушюр смягчает и “утепляет ” звук.Кроме того, подобный амбушюр лучше фокусирует

выдыхаемую струю.

 Однако подобное положение губ может быть довольно болезненным если перестараться с давлением на

мундштук .Также при фр.амбушюре тяжелее сохранять стабильное положение инструмента.

 Принцип “двойного ” амбушюра можно использовать и  в “одинарном” амбушуре.

Для этого надо удлиннять фильтрум (см.выше),и думать,что губы произносят что-то вроде “вввуууммм”.

 

 

 

     Направление струи воздуха  и положение языка

                                                  Направление струи.

 Не пытайтесь вдувать воздух в щель между кончиком мундштука и

кончиком трости вниз и внутрь канала инструмента.(красная стрелка).

 

А) Выдыхайте прямо вперед сквозь мундштук с тростью; поперек,фронтально к трости(синяя стрелка) или

 

Б) Выдыхайте вверх по направлению к кончику носа (зеленая стрелка).

 

 Конечно направление выдоха во многом условно, это скорее психологический момент, чем физический ,но это  помогает  .

 

Положение языка

Как сказал один француз: “ раньше считали, что чем дальше язык находится от

трости, тем лучше,сейчас ,однако  говорят,что чем ближе язык к трости, тем

лучше”.

 

На главную страницу

Hosted by uCoz