Организация  занятий

 

 Обычно ,предлагаемая схема занятий такова:

  

   1. Разыгрывание

   2. Работа над звуком ( звукоизвлечением, звуковедением и т.д.)

   3. Работа над техническим материалом ( гаммы, арпеджио )

   4. Работа над художественным материалом

   5. Работа над этюдами  и упражнениями ( направленным на исправление конкретных недостатков (легато,стаккато,мелкая техника и т.д.))

 

 Рекомендуется не заниматься более 40-45 минут подряд, ибо по истечении этого времени  степень внимательности снижается и качество занятий ухудшается. После 40-45 минут занятий рекомендуется сделать перерыв в течении10-15 минут, после которого можно продолжить занятия.Заниматься следует утром и вечером.Общая продолжительность занятий должна быть около 4-6 часов.

 

 Приблизительно таковы рекомендации, однако они  весьма и весьма  условны.

 

Время занятий

 

Так , занятия по методу Леймера-Гизекинга предполагают 20-30 минут предельно внимательной и сконцентрированной работы, за которй следует отдых в течении около часа, после которого   снова занимаются в течении тех же 20-30 минут ; по мнению Леймера,  5 ,6  подходов по 20-30 минут достаточно даже для концертанта, однако эта работа должна сопровождаться предельной концентрацией  внимания, вслушиванием и самоанализом, это тяжелый умственный труд.

 Схожие мысли выражал Артур Рубинштейн  : “ Не заниматься по системе, с унылой равномерностью.Не заниматься слишком много.Больше думать ,а не играть.Думать, значит заниматься мыслено…   Концентрация –вот что главное.Концентрация, сосредоточенность и напряжение духовной жизни  ”.

 

Работа над техникой

 

 Что касается работы над техническим материалом, то ,думаю ,небезынтересным будет обращение к высказываниям Генриха Нейгауза : “Я призываю к тому, чтобы по возможности прямолинейно, не сбиваясь с пути  и не слишком задерживаясь на его этапах , стремиться к цели , а цель эта  - художественное исполнение художественной  музыкальной литерартуры” , ” Л.Годовски , мой несравненный учитель, один из великих пианистов виртуозов послерубинштейновской эпохи  никогда не учил гамм, а играл он их с таким блеском, ровностью, быстротой и красотой звучания , что я , пожалуй, лучшего и не слышал. Он  играл наилучшим образом  гаммы , которые попадались в пьесах, и таким образом научился идеально играть гамму как таковую”, “ Годовски (который слыл “волшебником техники”)  почти ни слова не говорил о технике в том смысле, как  ее понимали эти молодые люди ; все его замечания во время урока были исключительно направлены на музыку , на исправление музыкальных недочетов исполнения , на достижение максисмальной логики, точности слуха, ясности , пластики на основе точнейшего соблюдения нотного текста и прстранного толкования его”.

 

 

Однако, все же лучше плохая система , чем  полное ее отсутствие.Поэтому приблизительная схема может быть такова :

 1.Работа над звуком ,звукоизвлечением и звукосоединением( звуковедением) (разделы  4 и 5 ).

 2 Работа над художественным произведением ( пока есть максимальная концентрация внимания)

 3. Работа над техническим материалом ( гаммы, арпеджио, упражнения ,этюды)

 

 

Некоторые общие рекомендации по работе над произведением.

 

 

Основные принципы:

 

1.Внимательно слушать себя.В вашей практике все зависит от того,насколько внимательно вы себя слушаете.

 

2.Играя произведение в первый раз,делайте это медленно,следя за тем,чтобы ноты,звук,динамика,штрих и выразительность были правильными.Лучше сыграть один раз медленно и правильно,чем сто раз быстро и с ошибками.

 

3.Пытайтесь понять музыку.Будьте внимательны к авторским обозначениям в нотах.Пытайтесь понять стиль произведения,его форму,строение фраз,гармонию.

 

4.После занятий с педагогом запишите все ,что он вам говорил.Напишите в нотах все ,даже мельчайшие,”вилочки”,укажите в нотах где вы делаете смысловые акценты,изменения в темпах,подробно укажите динамику.Укажите в нотах форму произведения,различные партии( главные,побочные и т.д.) .

 

5.Не смотрите на вашу практику, как на проведение определенного времени за инструментом или над пьесой.Смотрите на вашу практику,как на решении проблемы в произведении.Для этого вы должны:

а) определить проблему

б) знать способы разрешения проблемы

в) работать над решением проблемы

 

6.Постоянно задавайте себе 3 вопроса:

а) Хорошо(правильно) ли это звучит?(звук,звуковедение,артикуляция,фразировка и т.д.)..

б)Хорошо(правильно) ли я себя чувствую?(зажаты или свободны пальцы,руки,плечи,шея,челюсть,язык,дыхание и т.д.).

в) Хорошо(правильно) ли это смотрится?(не делаете ли вы лишних и ненужных движений).

 

 

 

Основные методы.

 

1.Разделите  произведение на маленькие секции.Работайте над одной маленькой секцией,пока она не будет получаться хорошо.Затем объедените 2 маленькие секции и работайте над этой большей секцией ,пока она не станет получаться хорошо.И т.д.

 

2.Целое-часть-целое.Играйте произведение целиком,затем отдельную секцию и после снова играйте целиком.Или играйте одну секцию,затем наиболее трудную часть секции и после снова играйте секцию целиком.

 

3.Остановки.Например,если в произведении имеются быстрые пассажи шестнадцатыми нотами,задерживайтесь на превой шестнадцатой в группе из 4 шестнадцатых.Или на первой шестнадцатой в группе из 8 шестнадцатых и т.д.Этот метод остановки хорош для любых пассажей,которые содержат в себе повторяющиеся ритмические группы.Акцкентируйте сильные доли.

 

4.Играйте пассаж мягко и легко,как только можете,но выигрывайте каждую ноту,или играйте сильно и громко,как только можете.

 

5.Играйте с метрономом.Например,надо сыграть пассаж в темпе 140.Начните играть с 70,прибавляя по 5,постепенно доходя до нужного темпа.Также можно сыграть в 70 и сразу попробовать в 140,потом вернуться назад и сыграть в 75,потом снова 140,после вернуться на 80 и снова 140 и т.д.При таком методе сначала пассаж при 140 будет “грязным”,но постепенно он будет вычищаться.Но надо постоянно возвращаться к игре в медленном темпе и с “остановками”,иначе пассаж можно “заболтать”.

 

6.Выберите “неудобное” место.Учите его до тех пор,пока не сможете его сыграть 3 раза без ошибок.Потом пробуйте сыграть 5,7,10 раз без ошибок.Вы можете задавать себе разные уровни сложности.Сначала вы можете хотеть просто сыграть все ноты правильно.Потом вы можете добиваться нужной динамики,выразительности,фразировки и т.д.Когда вы сможете сыграть “неудобное” место 10 раз с совершенной фразировкой,динамикой,скоростью,звуком,штрихом и т.д. и ,конечно,без ошибок,вы можете считать ,что вы немного продвинулись к совершенству.

 

7.Психологи говорят,что для того,что бы что-то попало в нашу долговременную память,надо сделать это всего 7 раз(+\-2),при условии ,что это “что-то” не слишком велико.Так ,если вы сыграли небольшой пассож правильно 7 раз-вы запомнили его правильно,но если пассаж был сыгран 7 раз и вы пару раз ошиблись,то вы не можете быть уверены ,что вы не ошибетесь в дальнейшем.Но если вы сыграли пассаж 10 раз и 7 раз ошиблись,то что бы исправить свою ошибку, вам придется сыграть этот пассаж правильно ( ни ошибаясь ни одного раза!) 35! раз.

Поэтому лучше учить медленно ,но сразу верно.

 

8.Записывайте себя и внимательно слушайте,находя, где вы можете сыграть еще совершенней.

 

9.Визуализируйте себя играющим.Представляйте как вы держите инструмент,как двигаются ваши пальцы,язык,представляйте как вы дышите,звучите.Ваша практика не должна быть рутиной.Вы должны быть настроены творчески и должны получать удовольствие от занятий.

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz