Организация занятий
Обычно ,предлагаемая схема занятий такова:
1.
Разыгрывание
2. Работа над звуком ( звукоизвлечением,
звуковедением и т.д.)
3. Работа над техническим материалом (
гаммы, арпеджио )
4. Работа над художественным материалом
5. Работа над этюдами и упражнениями ( направленным на исправление
конкретных недостатков (легато,стаккато,мелкая техника и т.д.))
Рекомендуется не заниматься более 40-45 минут
подряд, ибо по истечении этого времени
степень внимательности снижается и качество занятий ухудшается. После
40-45 минут занятий рекомендуется сделать перерыв в течении10-15 минут, после
которого можно продолжить занятия.Заниматься следует утром и вечером.Общая
продолжительность занятий должна быть около 4-6 часов.
Приблизительно таковы рекомендации, однако
они весьма и весьма условны.
Так
, занятия по методу Леймера-Гизекинга предполагают 20-30 минут предельно
внимательной и сконцентрированной работы, за которй следует отдых в течении
около часа, после которого снова
занимаются в течении тех же 20-30 минут ; по мнению Леймера, 5 ,6
подходов по 20-30 минут достаточно даже для концертанта, однако эта
работа должна сопровождаться предельной концентрацией внимания, вслушиванием и самоанализом, это тяжелый умственный
труд.
Схожие мысли выражал Артур Рубинштейн : “ Не заниматься по системе, с унылой
равномерностью.Не заниматься слишком много.Больше думать ,а не играть.Думать,
значит заниматься мыслено…
Концентрация –вот что главное.Концентрация, сосредоточенность и
напряжение духовной жизни ”.
Что касается работы над техническим
материалом, то ,думаю ,небезынтересным будет обращение к высказываниям Генриха
Нейгауза : “Я призываю к тому, чтобы по возможности прямолинейно, не сбиваясь с
пути и не слишком задерживаясь на его
этапах , стремиться к цели , а цель эта
- художественное исполнение художественной музыкальной литерартуры” , ” Л.Годовски , мой несравненный
учитель, один из великих пианистов виртуозов послерубинштейновской эпохи никогда не учил гамм, а играл он их с таким
блеском, ровностью, быстротой и красотой звучания , что я , пожалуй, лучшего и
не слышал. Он играл наилучшим
образом гаммы , которые попадались в
пьесах, и таким образом научился идеально играть гамму как таковую”, “ Годовски
(который слыл “волшебником техники”)
почти ни слова не говорил о технике в том смысле, как ее понимали эти молодые люди ; все его
замечания во время урока были исключительно направлены на музыку , на
исправление музыкальных недочетов исполнения , на достижение максисмальной логики,
точности слуха, ясности , пластики на основе точнейшего соблюдения нотного
текста и прстранного толкования его”.
Однако, все же лучше плохая система , чем полное ее отсутствие.Поэтому приблизительная
схема может быть такова :
1.Работа над звуком ,звукоизвлечением и
звукосоединением( звуковедением) (разделы
4 и 5 ).
2 Работа над художественным произведением (
пока есть максимальная концентрация внимания)
3. Работа над техническим материалом ( гаммы,
арпеджио, упражнения ,этюды)
Некоторые
общие рекомендации по работе над произведением.
Основные принципы:
1.Внимательно слушать себя.В вашей практике все зависит от того,насколько внимательно вы себя слушаете.
2.Играя произведение в первый раз,делайте это медленно,следя за тем,чтобы ноты,звук,динамика,штрих и выразительность были правильными.Лучше сыграть один раз медленно и правильно,чем сто раз быстро и с ошибками.
3.Пытайтесь понять музыку.Будьте внимательны к авторским обозначениям в нотах.Пытайтесь понять стиль произведения,его форму,строение фраз,гармонию.
4.После занятий с педагогом запишите все ,что он вам говорил.Напишите в нотах все ,даже мельчайшие,”вилочки”,укажите в нотах где вы делаете смысловые акценты,изменения в темпах,подробно укажите динамику.Укажите в нотах форму произведения,различные партии( главные,побочные и т.д.) .
5.Не смотрите на вашу практику, как на проведение определенного времени за инструментом или над пьесой.Смотрите на вашу практику,как на решении проблемы в произведении.Для этого вы должны:
а) определить проблему
б) знать способы разрешения проблемы
в) работать над решением проблемы
6.Постоянно задавайте себе 3 вопроса:
а) Хорошо(правильно) ли это звучит?(звук,звуковедение,артикуляция,фразировка и т.д.)..
б)Хорошо(правильно) ли я себя чувствую?(зажаты или свободны пальцы,руки,плечи,шея,челюсть,язык,дыхание и т.д.).
в) Хорошо(правильно) ли это смотрится?(не делаете ли вы лишних и ненужных движений).
Основные методы.
1.Разделите произведение на маленькие секции.Работайте над одной маленькой секцией,пока она не будет получаться хорошо.Затем объедените 2 маленькие секции и работайте над этой большей секцией ,пока она не станет получаться хорошо.И т.д.
2.Целое-часть-целое.Играйте произведение целиком,затем отдельную секцию и после снова играйте целиком.Или играйте одну секцию,затем наиболее трудную часть секции и после снова играйте секцию целиком.
3.Остановки.Например,если в произведении имеются быстрые пассажи шестнадцатыми нотами,задерживайтесь на превой шестнадцатой в группе из 4 шестнадцатых.Или на первой шестнадцатой в группе из 8 шестнадцатых и т.д.Этот метод остановки хорош для любых пассажей,которые содержат в себе повторяющиеся ритмические группы.Акцкентируйте сильные доли.
4.Играйте пассаж мягко и легко,как только можете,но выигрывайте каждую ноту,или играйте сильно и громко,как только можете.
5.Играйте с метрономом.Например,надо сыграть пассаж в темпе 140.Начните играть с 70,прибавляя по 5,постепенно доходя до нужного темпа.Также можно сыграть в 70 и сразу попробовать в 140,потом вернуться назад и сыграть в 75,потом снова 140,после вернуться на 80 и снова 140 и т.д.При таком методе сначала пассаж при 140 будет “грязным”,но постепенно он будет вычищаться.Но надо постоянно возвращаться к игре в медленном темпе и с “остановками”,иначе пассаж можно “заболтать”.
6.Выберите “неудобное” место.Учите его до тех пор,пока не сможете его сыграть 3 раза без ошибок.Потом пробуйте сыграть 5,7,10 раз без ошибок.Вы можете задавать себе разные уровни сложности.Сначала вы можете хотеть просто сыграть все ноты правильно.Потом вы можете добиваться нужной динамики,выразительности,фразировки и т.д.Когда вы сможете сыграть “неудобное” место 10 раз с совершенной фразировкой,динамикой,скоростью,звуком,штрихом и т.д. и ,конечно,без ошибок,вы можете считать ,что вы немного продвинулись к совершенству.
7.Психологи говорят,что для того,что бы что-то попало в нашу долговременную память,надо сделать это всего 7 раз(+\-2),при условии ,что это “что-то” не слишком велико.Так ,если вы сыграли небольшой пассож правильно 7 раз-вы запомнили его правильно,но если пассаж был сыгран 7 раз и вы пару раз ошиблись,то вы не можете быть уверены ,что вы не ошибетесь в дальнейшем.Но если вы сыграли пассаж 10 раз и 7 раз ошиблись,то что бы исправить свою ошибку, вам придется сыграть этот пассаж правильно ( ни ошибаясь ни одного раза!) 35! раз.
Поэтому лучше учить медленно ,но сразу верно.
8.Записывайте себя и внимательно слушайте,находя, где вы можете сыграть еще совершенней.
9.Визуализируйте себя играющим.Представляйте как вы держите инструмент,как двигаются ваши пальцы,язык,представляйте как вы дышите,звучите.Ваша практика не должна быть рутиной.Вы должны быть настроены творчески и должны получать удовольствие от занятий.