Кое-что о выразительности

 

 

 

 Педагоги часто говорят о необходимости играть “музыкально ”, выразительно. Выразительное же исполнение  зависит прежде всего от фразировки.

Фразировка зависит от двух факторов : от  а )музыкальной интуиции ,дарования , таланта  и от  б) элементарной грамотности исполнителя.Талант ,как известно , либо имеется , либо отсутствует и  этого не изменить. А вот  грамотность можно и нужно развивать.

 

Прежде всего ,первой заботой любого исполнителя ,начинающего работать над произведением ,должно быть точное соблюдение указаний композитора. Маргарита Лонг писала : “Внимательное чтение текста –первое условие хорошей интерпретации”, ”…изначальное уважение к написанному тексту,если и не может создать интерпретации ,по крайней мере является ее базой и абсолютным условием”.

 

На что следует обращать внимание в тексте ?

 

Важнейшие элементы  это гармония , форма и контур мелодической линии, важные структуральные ноты, мотивный и мелодический материал, контекст и стилистическая тенденция. Это аналитические “инструменты”,помогающие яснее понять музыку, замысел композитора.

Исполнительские же “инструменты “ помогают воплотить замысел в жизнь.Это  динамика , темп, артикуляция и вибрато.

 

 

АНАЛИЗ 

 

  Гармония

Гармонический анализ помогает выявить “отношения ”  напряжения—разрешения , тяготение неустойчивых звуков в                    устойчивые.

 

  Форма и контур мелодической линии

Форма и контур мелодической линии могут дать ключ к нахождению места, где находиться кульминация ( например, высшая точка мелодической линии, но не всегда) .

 

  Важные структуральные( кульминационные ) ноты

Изучая гармонию и форму мелодической линии можно найти важные  структурные ноты, которые нуждаются в некотором “подчеркивании” ,акцентуации (важно помнить ,что это не динамический , а агогический акцент ,т.е. акцент скорее не за счет силы ,а за счет некоторой удлиненности звучания.Так же ,как  в обычной речи, стремясь подчеркнуть какой-нибудь слог, мы не говорим его громче, мы  “растягиваем” его).

 

  Мотивный и мелодический материал

Изучая мотивный материал мы прослеживаем тенденцию к повторению или развитию.Обнаружив повторяющийся фрагмент, мы стремимся изменить его для разнообразия (например ,играя его громче или тише )

 

  Контекст и стилистическая тенденция

Знание музыкальных  тенденций временного периода ,в котором было написано произведение, поможет более точно исполнять его с точки зрения динамики,штрихов и т.д.

 

 

ИСПОЛНЕНИЕ

 

  Динамика

Динамика , пожалуй, одно из самых сильных  выразительных средств. Несколько правил :

 

1. “Громко”  и  “ тихо” понятия не абсолютные , а относительные , приобретающие свое значение лишь в сопоставлении.Поэтому если вы хотите, чтобы какое-то  место в произведении прозвучало громко оттените его предыдущим (может и последующим ) пианиссимо.И наоборот.

 

2. Часто бывает , что “f  звучит форсированно, а  p” , наоборот, не озвучено.Чтобы этого не случалось помните : “f “ значит “сильно”  ,  а “p  значит “мягко”. ( Дебюсси , характеризуя , французскую игру , требовал сладости в силе и силы в сладости).

 

3. Нейгауз писал : “ Очень часто приходится повторять старую истину ,что ,когда написано в нотах crescendo  ,то нужно (в этом месте ) играть piano , когда в нотах написано diminuendo —нужно играть forte .Точное понимание и воспроизведение постепенности (перспективы ) динамических оттенков — существеннейшее условие создания правильного звукового образа.Между тем у многих пианистов и дирижеров длительное crescendo мгновенно переходит в откровенное forte ; этим ослабляется задуманная композитором кульминация : горная вершина превращается в плоскогорье ”.

  Не следует начинать crescendo  или diminuendo  с первой ноты фразы, с начала такта, с сильной доли ; лучше начинать немного позже и на слабой доле такта, иначе это будет звучать не постепенно , а subito.

 

4. Не следует  при усилении звука всегда ускорять темп , а при diminuendo —замедлять.

 

 

  Темп

 

1.Следует избегать тенденции ускорять быстрые темпы и замедлять медленные. М.Лонг писала : “ Одной из характерных черт французской  фортепианной техники, инстинктивно ищущей  ясности в способе выражения , является забота не столько о том , чтобы блистать, сколько о том , чтобы выговаривать все ноты наподобие оратора или певца ”.

 

 2. Что касается ritardando и  accelerando , то тут полностью применимы те же принципы , что и при  crescendo  и  diminuendo.

 

 

  Артикуляция

 

Включает в себя штрихи ( связные, раздельные , комбинированные ).

Помните о стилистической тенденции.

Помните про агогическую акцентуацию, не злоупотребляя ей.

 

  Вибрато

 

Некоторые используют вибрато , некоторые — нет.

Скорость вибрато может варьироваться. Более спокойным темпам и  “настроениям” свойственно спокойное и мягкое вибрато.Взволнованные ,кульминационные моменты  нуждаются в более энергичном и активном вибрато.Не вибрируйте на быстрых нотах.

 

 

 


 Леймер писал : “После того ,как размышление и логика показали нам , какие звуки требуют акцентуации , где уместно нарастание, замедление, ускорение , когда мы технически со всей точностью осуществляем эти намерения , оказывается ,что все это существенно влияет на чувство.Мы словно обучаемся ощущать музыку”,  ” Таким образом, для правильного исполнения необходимо сначала обдумать конструкцию музыкальной фразы, ее  кульминационный пункт ; затем  овладеть фразой технически , чтобы иметь возможность без препятствий  выразить  свое ощущение музыки ”.

На главную страницу

Hosted by uCoz