Педагоги часто говорят о необходимости играть “музыкально ”, выразительно. Выразительное же исполнение зависит прежде всего от фразировки.
Фразировка зависит от двух факторов : от а )музыкальной интуиции ,дарования , таланта и от б) элементарной грамотности исполнителя.Талант ,как известно , либо имеется , либо отсутствует и этого не изменить. А вот грамотность можно и нужно развивать.
Прежде всего ,первой заботой любого исполнителя ,начинающего работать над произведением ,должно быть точное соблюдение указаний композитора. Маргарита Лонг писала : “Внимательное чтение текста –первое условие хорошей интерпретации”, ”…изначальное уважение к написанному тексту,если и не может создать интерпретации ,по крайней мере является ее базой и абсолютным условием”.
На что следует обращать внимание в тексте ?
Важнейшие элементы это гармония , форма и контур мелодической линии, важные структуральные ноты, мотивный и мелодический материал, контекст и стилистическая тенденция. Это аналитические “инструменты”,помогающие яснее понять музыку, замысел композитора.
Исполнительские же “инструменты “ помогают воплотить замысел
в жизнь.Это динамика , темп,
артикуляция и вибрато.
АНАЛИЗ
Гармония
Гармонический анализ помогает выявить “отношения ” напряжения—разрешения , тяготение неустойчивых звуков в устойчивые.
Форма и контур
мелодической линии
Форма и контур мелодической линии могут дать ключ к нахождению места, где находиться кульминация ( например, высшая точка мелодической линии, но не всегда) .
Важные
структуральные( кульминационные ) ноты
Изучая гармонию и форму мелодической линии можно найти важные структурные ноты, которые нуждаются в некотором “подчеркивании” ,акцентуации (важно помнить ,что это не динамический , а агогический акцент ,т.е. акцент скорее не за счет силы ,а за счет некоторой удлиненности звучания.Так же ,как в обычной речи, стремясь подчеркнуть какой-нибудь слог, мы не говорим его громче, мы “растягиваем” его).
Мотивный и
мелодический материал
Изучая мотивный материал мы прослеживаем тенденцию к повторению или развитию.Обнаружив повторяющийся фрагмент, мы стремимся изменить его для разнообразия (например ,играя его громче или тише )
Контекст и
стилистическая тенденция
Знание музыкальных тенденций временного периода ,в котором было написано произведение, поможет более точно исполнять его с точки зрения динамики,штрихов и т.д.
Динамика
Динамика , пожалуй, одно из самых сильных выразительных средств. Несколько правил :
1. “Громко” и “ тихо” понятия не абсолютные , а относительные , приобретающие свое значение лишь в сопоставлении.Поэтому если вы хотите, чтобы какое-то место в произведении прозвучало громко оттените его предыдущим (может и последующим ) пианиссимо.И наоборот.
2. Часто бывает , что “f” звучит форсированно, а “p” , наоборот, не озвучено.Чтобы этого не случалось помните : “f “ значит “сильно” , а “p” значит “мягко”. ( Дебюсси , характеризуя , французскую игру , требовал сладости в силе и силы в сладости).
3. Нейгауз писал : “ Очень часто приходится повторять старую истину ,что ,когда написано в нотах crescendo ,то нужно (в этом месте ) играть piano , когда в нотах написано diminuendo —нужно играть forte .Точное понимание и воспроизведение постепенности (перспективы ) динамических оттенков — существеннейшее условие создания правильного звукового образа.Между тем у многих пианистов и дирижеров длительное crescendo мгновенно переходит в откровенное forte ; этим ослабляется задуманная композитором кульминация : горная вершина превращается в плоскогорье ”.
Не следует начинать crescendo или diminuendo с первой ноты фразы, с начала такта, с сильной доли ; лучше начинать немного позже и на слабой доле такта, иначе это будет звучать не постепенно , а subito.
4. Не следует при усилении звука всегда ускорять темп , а при diminuendo —замедлять.
Темп
1.Следует избегать тенденции ускорять быстрые темпы и замедлять медленные. М.Лонг писала : “ Одной из характерных черт французской фортепианной техники, инстинктивно ищущей ясности в способе выражения , является забота не столько о том , чтобы блистать, сколько о том , чтобы выговаривать все ноты наподобие оратора или певца ”.
2. Что касается ritardando и accelerando , то тут полностью применимы те же принципы , что и при crescendo и diminuendo.
Включает в себя штрихи ( связные, раздельные , комбинированные ).
Помните о стилистической тенденции.
Помните про агогическую акцентуацию, не злоупотребляя ей.
Вибрато
Некоторые используют вибрато , некоторые — нет.
Скорость вибрато может варьироваться. Более спокойным темпам и “настроениям” свойственно спокойное и мягкое вибрато.Взволнованные ,кульминационные моменты нуждаются в более энергичном и активном вибрато.Не вибрируйте на быстрых нотах.
Леймер писал : “После того ,как размышление и логика показали нам , какие звуки требуют акцентуации , где уместно нарастание, замедление, ускорение , когда мы технически со всей точностью осуществляем эти намерения , оказывается ,что все это существенно влияет на чувство.Мы словно обучаемся ощущать музыку”, ” Таким образом, для правильного исполнения необходимо сначала обдумать конструкцию музыкальной фразы, ее кульминационный пункт ; затем овладеть фразой технически , чтобы иметь возможность без препятствий выразить свое ощущение музыки ”.