НАЧАЛО ЗВУКА

 

 

   Начинать звук можно как с помощью языка, так и без него.Важно всегда помнить ,что только дыхание

начинает и поддерживает звук и что язык не должен мешать этому процессу.

 

1. Начало звука с дыхания(без я зыка)

   Сначала в инструмент посылается беззвучная струя дыхания.Потом ,немного усиляя подачу дыхания,

и представляя, что губы сжимаются несколько плотнее и язык приближается к трости ,начать звук.

Во время начала звука ,когда вы усиляете дыхание, расширьте живот наружу и вниз плавным и сильным движением(вспомогательный дыхательный импульс).

  Звук должен появляться без каких бы то ни было лишних призвуков.Начинайте таким образом звуки разной  громкости и высоты.При этом ,при извлечении звука в нюансе “p” ,воздушная струя и движение живота будут более плавным, а при “f” – более энергичными.

 Посылая сначала в инструмент тонкую и точную беззвучную струю дыхания, вы как-бы “прицеливаетесь”,

прокладывая путь для более активного выдоха.

 Вы должны посылать свое дыхание сквозь всю длинну инструмента, если хотите получить хороший звук.

 

2. Начало звука с дыхания с помощью языка

 Все делается как в предыдущем упражнении, только во время усиления выдоха вы плавным, легким и аккуратным движением мимолетно “царапаете ” языком по трости, как-бы “цепляя” звук.

 Не мешайте языком дыханию,язык как-бы “скользит” на воздушной струе.

 

3.Начало звука с помощью языка

Наиболее эффективным методом артикуляции является использование почти самого кончика языка и самого кончика трости ,без отведения языка слишком далеко от трости после извлечения звука.

 Язык прикасается к кончику трости, потом ,одновременно с подачей дыхания, язык чуть отодвигается от трости ,как-бы произнося слог “ти”. Буква  “ Т ”  служит для твердости атаки , “ И ” помогает минимализировать движение языка.

 ( Разные люди используют разные слоги: ту, ду, ти, ди, ля, ли ,дзя, (для мягкой атаки), те   и т.д.)

Помните про вспомогательный дыхательный импульс.

Мягкая атака требует более плавного движения языка и более плавного дыхательного импульса.

Твердая нуждается в более энергичном,активном движении языка и в соответствующем дыхательном импульсе.

 Если при начале звука слышны лишние призвуки, значит язык отходит от трости недостаточно быстро,или

же подача дыхания недостаточно активная.Или же недостаточна точна струя воздуха ( следите за амбушюром ).

 

 

Важные моменты

 

1. Только дыхание начинает и поддерживает звук,не позволяйте языку мешать работе дыхания,он должен “скользить на потоке дыхания”.

 

2. Язык должен быть расслаблен,легок и точен .

 

3. Кончик языка должен контактировать с кончиком трости и не должен отходить от трости слишком далеко после соприкосновения с ней.

 

 

 УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИИ

 

Есть два вида артикуляции : отдельными нотами ( с перерывами в подаче дыхания) и легатная артикуляция (дыхание подается непрерывной струей).

 

 “Раздельная “ артикуляция.

 

Сначала упражняйтесь без инструмента. Скажите  активно:   “хе!-хе!-хе!-хе!”.(буква   “х” произносится как в английском языке ,т.е. не с помощью языка , а горлом, просто активно выдыхая воздух).

 Потом   прошепчите активно:   “хе!-хе!-хе!-хе!”,  потом  чередуйте “хе!-хе!-хе!-хе! –те!-те!-те!-те!”

Потом делайте тоже самое с инструментом.Сначала извлекайте звуки только с помощью активного выдоха горлом, потом чередуйте с добавлением языка.

 

Помните про:

1. “Расслабляйте” дыхание к концу кождой ноты.

2.  Начало каждой ноты требует “взрывной” атаки дыханием.

3. Двигается только кончик языка.

4. Язык расслаблен и не отходит далеко от трости.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

 

 1. Помогает уменьшить напряжение горла и языка.

 2. Обеспечивает корректное положение и работу языка.

 

 

 

и т.д . опускаясь вниз по полутонам. Также можно двигаться вверх ,если последнюю ноту не понижать а повышать на полутон.

 Примечания к упражнению:

 1. Упражнение играется в нюансе “mf “ или  f”.

 2. В первом такте следить чтобы при переходе от  “хе!”  к  “те! “  не изменялся строй и динамика.

 3. Во втором такте можно играть как “ раздельно” ,так и “ легатно”  артикулируя .

 4. В третьем такте при переходе от первой ноты к  второй  сделать кресчендо.Вторая нота играется  ферматно ( на сколько хватит дыхания) без снижения громкости( даже как будто делая кресчендо к ее концу).

5. Следить ,чтобы строй и темп не менялся.

6. Стремитесь добиться чистой артикуляции.

 

 

  “ЛЕГАТНАЯ”  АРТИКУЛЯЦИЯ.

 

Установите метроном на около 50 ударов .Начните играть четвертями, следя за тем, чтобы разделение между нотами было очень мимолетное. Для этого нужно не прерывать дыхание ни на мгновение, оно должно литься сквозь инструмент сплошной непрерывной струей ( “ поддерживайте колонну воздуха в инструменте “ ).Язык же должен работать очень легко и мягко , касаясь трости минимально возможное время.

Для этого он должен быть очень расслабленным.

  Первый такт играйте четвертями, второй  восьмыми, третий триолями, четвертый шестнадцатыми.В пятом такте целая нота .

  Позже можно ( и нужно) увеличивать темп до предельно возможных скоростей.

 

 Важно всегда помнить :

 1. Поддерживать колонну воздуха в инструменте все время .

 2. Язык касается трости очень короткое мгновение ( для этого он должен быть очень расслаблен).

 3. Кончик языка прикасается к кончику трости.

 4. Упражнение играется в небольшой динамике ( mp  , mf ).

 

На главную страницу

Hosted by uCoz