Немного о технике было сказано в предыдущем разделе.Однако кое-что можно добавить .
По Штейнгаузену ,у нормальной человеческой руки достаточно двигательных возможностей для того ,чтобы иметь совершенную технику.Он утверждает, что у пианиста движения пальцев не быстрее, чем у людей других профессий и что от упражнений пальцы не станут двигаться быстрее.
Таким образом, вся работа над техникой сводится к тому ,чтобы научиться управлять и контролировать быстрые движения,это в большей степени психическая, умственная работа ,чем физическая.
Материалом для развития техники могут служить гаммы, арпеджио,трели, упражнения ,этюды и технические сложные элементы из музыкальных произведений.Для того ,чтобы техника совершенствовалась, требуются следующие условия:
1. Максимальная концентрация по отношению к звуку.
Вы должны очень внимательно слушать то ,над чем вы работаете.Это предельное внимание к артикуляции ,громкости,интонации,длительности и качественности звуков и их соединению.Понятно ,что такая работа требует очень медленной игры и интенсивной концентрации внимания .
2. Максимальная концентрация по отношению к движению
пальцев.
Ваши кисти и пальцы должны быть округлены.Нужно уделять постоянное и неослабевающее внимание к следующим моментам: а) сознательное и максимальное расслабление пальцев .
б) минимализация движений (пальцы поднимаются и опускаются с минимальной амплитудой, они всегда почти прикасаются к “очкам ”.
Начиная в очень медленном темпе ,вы сможете ,с постепенным улучшением степени концентрации ,увеличивать темп без потери качества.
Т.е. работа над техникой – это в высшей степени сознательная работа ,сопровождающаяся напряженной умственной деятельностью.
Л.Ауэр
писал , что “упражнение без самонаблюдения и самокритики развивает и
совершенствует ошибки ; это хуже , чем даже попусту тратить время ”.
Ауэр
, у которого была “способность делать быстрые темпы устойчивыми и спокойными ”
говорил : “ Зачем вы все играете так быстро?Ведь всегда найдется скрипач,
который сыграет быстрее, чем вы.Обратите внимание на артикуляцию, ритмическую
пульсацию музыки, на ее фразировку.Именно в этом суть выразительного
исполнения”.
Все же если одной медленной и сконцентрированной работы недостаточно, то можно использовать следующие ,всем известные методы ( не забывая про концентрацию,внимательное слышание и сознательное расслабление) :
Например у вас имеется следующий “проблемный ” отрывок :
Начните практиковать с метрономом и , конечно, в медленном темпе.
Разделите пассаж на мелкие группы и практикуйте первую группу пока она не станет “получаться”.Практикуя группами , захватывайте первую ноту следующей группы, чтобы не было “мертвых зон”:
Затем практикуйте таким же образом следующую группу:
и т.д.
Затем, когда у вас “выходит ” играть отдельными группами, играйте следующим образом :
Потом , объедините в более крупные группы и практикуйте их :
и т .д.
Следующий метод заключается в добавлении нот :
и т.д.
Следующий способ – ритмическое варьирование :
1.
2
3
4
5
Вы также можете использовать динамические и штриховые варианты.
Но следует всегда помнить, что техника сама по себе пуста, она должна подчиняться музыкальной выразительности.Техника
должна раствориться в музыке. Нейгауз писал : ” Чем больше уверенность музыкальная , тем меньше будет неуверенность техническая ” и “ …я предлагаю во всех трудных случаях прежде всего добиваться улучшения и развития музыкальных, слуховых способностей, способности воображать,представлять, то есть артистических способностей…”