Кое-что о “технике”

 

 Немного о технике  было сказано в предыдущем разделе.Однако кое-что можно добавить .

 

По Штейнгаузену ,у нормальной человеческой руки достаточно двигательных возможностей для того ,чтобы иметь совершенную технику.Он утверждает, что у пианиста движения пальцев не быстрее, чем у людей других профессий и что от упражнений пальцы не станут двигаться быстрее.

 Таким образом, вся работа над техникой сводится к тому ,чтобы научиться управлять и контролировать быстрые движения,это в большей степени психическая, умственная работа ,чем физическая.

 

 Материалом для развития техники могут служить гаммы, арпеджио,трели, упражнения ,этюды и  технические сложные  элементы из музыкальных произведений.Для того ,чтобы техника совершенствовалась, требуются следующие условия:

 

1. Максимальная концентрация по отношению к звуку.

    Вы должны очень внимательно слушать то ,над чем вы работаете.Это предельное внимание к артикуляции ,громкости,интонации,длительности и качественности звуков и их соединению.Понятно ,что такая работа требует  очень медленной игры и интенсивной концентрации  внимания . 

 

2. Максимальная концентрация по отношению к движению пальцев.

  Ваши кисти и пальцы должны быть округлены.Нужно уделять постоянное и неослабевающее внимание к следующим моментам: а) сознательное и максимальное расслабление пальцев .

                б) минимализация движений (пальцы поднимаются и опускаются с минимальной амплитудой, они всегда почти прикасаются к “очкам ”.

 

Начиная в очень медленном темпе ,вы сможете ,с постепенным улучшением степени концентрации ,увеличивать темп без потери качества.

 

 Т.е. работа над техникой – это в высшей степени сознательная работа ,сопровождающаяся напряженной умственной деятельностью.

 

Л.Ауэр писал , что “упражнение без самонаблюдения и самокритики развивает и совершенствует ошибки ; это хуже , чем даже попусту тратить время ”.

Ауэр , у которого была “способность делать быстрые темпы устойчивыми и спокойными ” говорил : “ Зачем вы все играете так быстро?Ведь всегда найдется скрипач, который сыграет быстрее, чем вы.Обратите внимание на артикуляцию, ритмическую пульсацию музыки, на ее фразировку.Именно в этом суть выразительного исполнения”.

 

 

 Все же если одной медленной и сконцентрированной работы недостаточно, то можно использовать следующие ,всем известные методы ( не забывая про концентрацию,внимательное слышание и сознательное расслабление) :

 

Например у вас имеется следующий “проблемный ” отрывок :

 

 

 

 

 

Начните практиковать с метрономом и , конечно, в медленном темпе.

 

Разделите пассаж на мелкие группы и практикуйте первую группу пока она не станет “получаться”.Практикуя группами , захватывайте первую ноту следующей группы, чтобы не было “мертвых зон”:

 

 

 

Затем практикуйте таким же образом следующую группу:

 

и т.д.

 

Затем, когда у вас “выходит ”  играть отдельными группами, играйте следующим образом :

 

Потом , объедините в более крупные группы и практикуйте их :

 

 и  т .д.

 

 Следующий метод заключается в добавлении нот :

 

 

и  т.д.

 

 

Следующий способ – ритмическое варьирование :

 

1.

2

3

4

5

 

Вы также можете использовать динамические и штриховые варианты.

 

Но следует всегда помнить, что техника сама по себе пуста, она должна подчиняться музыкальной выразительности.Техника

должна раствориться в музыке. Нейгауз писал : ” Чем больше уверенность музыкальная , тем меньше  будет неуверенность  техническая ” и  “ …я  предлагаю во всех  трудных случаях прежде всего добиваться  улучшения и развития музыкальных, слуховых способностей, способности  воображать,представлять, то есть артистических  способностей…”

 

 

На главную страницу

 

 

 

Hosted by uCoz