Работа над звуком –это работа над амбушюром ( тембром ) и дыханием ( звуковедением).
Прежде всего ,нужно иметь эталон звучания, к которому вы стремитесь.Это может быть любимый исполнитель или некая идея о “мягком” или ”ярком” или ”теплом” звуке ( Эдди Дэниелс говорит о том , что звук должен быть “гладким ,плавным , он должен быть как масло, как шелк”).
Конечно ,будет лучше ,если в качестве эталона будет выступать исполнитель ,а не идея.Тогда вы получаете более конкретную цель , к которой нужно стремиться.
Если же у вас уже есть эталон, то вам надо слушать его как можно больше.Тогда то звучание ,к которому вы стремитесь, “отпечатается ” в вашем мозгу и вы ,занимаясь на инструменте, будете пытаться воспроизвести его, “скопировать”. Ваше представление и ваши уши сделают ту работу, которую не смогут сделать никакие технологические указания.Технология лишь указывает на общие принципы.Это не результат, а инструмент , который может вам помочь сделать то,что вы задумали.
Тембр – явление очень индивидуальное, во многом зависящее от физиологических особенностей исполнителя и ,в большей степени ,от слуховых предпочтений ,которые незаметным образом настраивают мышцы амбушюра( губ, языка, ротовой полости и горла).Поэтому у каждого великого мастера свой неповторимый тембр, но у всех них есть нечто ,что их обьединяет. Это совершенное владение дыханием, т.е. звуковедением.Основой же звуковедения является legato, совершенное исполнение которого дается только с помощью огромного труда( итальянские певцы говорили,что мастерство в пении проявляется в legato и филировки).
Из всего ,выше сказаного, можно заключить , что основой работы над звуком является работа над legato и филированием звука.
1. Сначала играйте один длинный ,выдержанный звук на всю длинну дыхания.Используйте глубокий и полный брюшной вдох.Помните про “опору ” дыхания (сохранение вдыхательной установки во время выдоха) стремясь сохранить живот в расширенном, выпяченом положении до конца.Следите за тем, чтобы не напрягались мышцы, не учавствующие в работе.
Особо внимательно надо слушать, чтобы звук не колебался, не дрожал, а все время оставался в одной и той же динамике и строе от первой до последних секунд звучания. Упражнение играется в небольшом нюансе – mp, p , это поможет вам почувствовать работу ваших мышц.
Поначалу вы не сможете протянуть звук достаточно долго.Однако занимаясь по 15-20 минут в день только над одним выдержаным звуком ,вы сможете увеличивать время звучания ноты и ,соответственно совершенствовать свое дыхание.
2. Упражняйтесь на одном выдержанном звуке в филировке (от pp к f , и от f к pp).Помните про “опору “
дыхания.Слушайте себя очень внимательно, изменение в громкости звука должно происходить не резко, а очень плавно и очень незаметно, как будто вы хотите, чтобы никто не заметил изменения динамики.
Следите, чтобы звук развивался без дрожания и изменения интонации.
3. Упражнение в вибрато.
Уствновите метроном на 60 ударов в минуту ( один удар в одну секунду).Начните с выдержанного звука в небольшой динамике (p,mp).Затем на один удар метронома сделайте сильный и плавный толчок дыханием.
Одновременно с толчком дыханием сделайте выталкивающее движение вперед брюшной стенкой.Энергичный выдох имеет характер акцента (>), т.е. выдох ,активный вначале ,“расслабляется” к концу. Таким образом толкайте дыханием каждый удар метронома (т.е. вы толкаете дыханием каждую четверть).Потом делайте по два толчка дыханием на один удар метронома (восьмые).Потом по три толчка (триоли),четыре (шестнадцатые) , пять и шесть толчков-выдохов на один удар метронома.Когда вы сможете делать по шесть толчков дыханием на один удар метронома, вы сможете играть вибрато ( эталон частоты вибрато: 5-7 колебаний в секунду).Конечно,поначалу это будет не очень красивое вибрато, но и оно поможет вам лучше понять работу ваших мышц и осознать ваше дыхание.
Следующие
упражнения направлены на соединение звуков и совершенствование legato.
При игре упражнений следует учитывать несколько фактов :
1. Весь звукоряд кларнета можно разделить на несколько регистров : “шалюмо” – от ми малой октавы до си бемоль первой октавы, “кларино “-от си первой октавы до до третьей октавы , и “альтиссимо” – от до диез третьей октавы и выше.Это наиболее естественное деление ,учитывающее особенности строения кларнета.
2. Упражнения показаны в движении вниз по ступеням хроматической гаммы и в одном регистре.Таким же образом их можно играть в движении вверх и по ступеням диатонических гамм.После гладкого и чистого соединения звуков в пределах одного регистра, вы должны работать, соединяя звуки разных регистров.
1.
Сначала вы соединяете по два близлежащих звука ,двигаясь вниз по хроматической гамме.
и т.д.
2.
Добавляется один промежуточный звук.
и т.д.
3.
Добавляется три промежуточных звука.
и т.д.
4.
Основной тон (соль в данном случае) остается на месте, второй же звук всегда меняется, спускаясь вниз по хроматической гамме.
и т.д.
Требования к упражнениям.
1. Упражнения играются в очень медленном темпе.
2. Обязательно следует выполнять crescendo( очень плавное и медленное)
3. При переходе от одного звука к другому нужно внимательно слушать, чтобы соединение звуков было без шероховатостей , лишних призвуков и микропауз.
4. Помните про “опору” звука и “постоянное поддерживание колонны воздуха в инструменте”.
ПРИМЕЧАНИЯ.
После овладения этими упражнениями можно пробовать соединять звуки в нюансе piano, следя за гладкостью соединения и помня про метафоры : “не позволяй штанам упасть” , и ” постоянно поддерживай колонну воздуха в инструменте”. Также нужно пробовать соединять звуки на decrescendo, как бы “опираясь” на первую ноту ,”отталкиваясь ” от нее для извлечения
последующего звука на pp.